Траверс – обобщенное наименование быстросъемных грузозахватных механизмов. Их закрепляют на крюк подъемного крана или лебедки при помощи грузовых строп (текстильных, канатных или цепных). Груз к ним подвешивают на штатные крюки или также путем строповки. Конструктивно траверсы отличаются исходя из условий эксплуатации.
При покупке желательно выяснить характеристики:
- Параметры грузов.
- Технические параметры крана.
- Способ применения.
Основное различие – траверсы бывают линейными и пространственными. Первый тип требует отцентровки груза, т.е. не обладает собственной системой балансировки. Второй включает Н- и Т-образные модели, позволяющие захватывать грузы за 3-4 точки, использовать способ обхвата или обвязки. Крепление на крюке также возможно в одном или нескольких местах.
Подробнее о разновидностях траверсов
Технически траверс выполняет роль переходника, который упрощает погрузоразгрузочные работы, подъем грузов на период профилактики, ремонта агрегатов. Он делает эксплуатацию подъемного механизма более безопасной, комфортной, особенно, при частой работе с объемными грузами вроде длинных труб, габаритных контейнеров.
Линейные траверсы
Существует два варианта линейных конструкций – с подвешиванием за центральную точку и за два края. Первый тип предполагает работу с грузами с равномерным распределением веса по площади. Иначе придется принимать меры по их центровке, чтобы при подъеме краном избежать перекоса и соскальзывания со строп.
Второй тип цепляют за взаимно разведенные по краям линейного механизма точки. Такой траверс удобен, когда приходится работать с грузами, имеющими несимметричный центр тяжести. Они не позволяют ему сместиться и соскользнуть со строп. Эта особенность делает конструкцию более безопасной в сравнении с первым типом.
Пространственные траверсы
Наименование произошло из-за характерной формы фермы, выполняемых в виде прямоугольника, треугольника. При подвешивании на крюк крана (лебедки) обычно используют стропы с четырьмя или тремя ветвями (3СК, 4СК). Из-за распределения весовой нагрузки между ними существенно уменьшаются риски обрыва при эксплуатации на пределе технических характеристик.
Т-образные
Траверсы с рамой Т-образной формы удобны при подвешивании грузов со смещенным центром тяжести. Подъем предусматривает крепление в трех точках (две со стороны, куда смещена весовая нагрузка). На некоторых моделях предусмотрено переставное звено, позволяющее отрегулировать распределение нагрузки, отцентрировать конструкцию для безопасного подъема.
Н-образные
Конструкция получила название из-за характерной формы рамы в виде буквы Н. Она предполагает крепление грузов за 4 точки. Применяется на погрузоразгрузочных работах с габаритными грузами, когда необходимо уменьшить угол между ветвями строп. Такой подход повышает безопасность за счет снижения риска соскальзывания петель с крюков крана (лебедки).
Иные значения термина «траверс»
Траверсом также называют поперечную земляную насыпь, организуемую в окопах для защиты от флангового огня. Или сооружение в виде дамбы, строящееся в русле реки для изменения ее русла или для защиты берега от размывания приливами, сильными волнами. В любом случае смысловое значение указывает на некую поперечину, упрощающую задачу.
Используют термин и альпинисты. При подъеме на высоты есть два направления – восхождение или движение вперед, наверх, или траверс, перемещение поперек предусмотренного маршрута без набора высоты. Несмотря на перечисленное, траверсы чаще упоминаются в строительной тематике, как грузоподъемное приспособление.